Николо-Перервинский монастырь  
 
 
 
Календарь


 
 

Виртуальный тур по семинарии.



Оказать помощь монастырю


 


 



День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы, отмечаемый в этом году 7 июня, относится к числу переходящих Господских праздников и имеет несколько названий. Первое из них – Пятидесятница – объясняется тем, что этот праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. Праздник Пятидесятницы существовал также и в ветхозаветном календаре, однако он имел другой смысл. Первоначально он был приурочен к окончанию жатвы и отмечался на 50-й день (семь седмиц) после принесения первого снопа, поэтому назывался ещё праздником седмиц или жатвы. Затем Пятидесятница стала отмечаться в память о даровании Богом Закона на Синайской горе через пророка Моисея.

В новозаветной Церкви название осталось, однако значение праздника изменилось. Об этом свидетельствует другое его название – Сошествие Святого Духа. Ещё перед распятием, беседуя с учениками, Господь наш Иисус Христос дал обетование о ниспослании Духа Святого на апостолов: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 15:26).

В день Вознесения Господь велел ученикам возвращаться в Иерусалим и ждать исполнения обетования: “Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян. 1:8). И вот в пятидесятый день по Воскресении Христовом, когда все ученики Господа находились в Сионской горнице, прилежно молясь, Дух Святой сошёл на них видимым образом: “И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них” (Деян. 2:2,3). Множество людей, пришедших в Иерусалим на праздник ветхозаветной Пятидесятницы, стали свидетелями чудесного события: апостолы, исполнившись Святого Духа, получили благодатный дар говорить на разных языках, которых они раньше не знали. Ученики Господа через данную им благодать обрели способности и силу проповедовать христианское учение всем народам. Только в этот день проповедь апостола Петра привлекла ко Христу около 3000 человек, в дальнейшем число верующих всё более увеличивалось. Поэтому день Сошествия Святого Духа на апостолов считается днём рождения христианской Церкви. Преп. Иустин Попович называет Пятидесятницу и днём рождения каждого христианина, поскольку христианин – это тот, кто имеет Духа Святого: “Кто Духа Христова не имеет – тот и не Его” (Рим. 8:9). [1]

Праздник Пятидесятницы заключает в себе сугубое торжество: первый день, воскресный, посвящён преимущественно во славу Пресвятой Троицы, а второй, понедельник, – во славу Святого Духа, Своим схождением запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком. Воскресный день именуется ещё и днём Святой Троицы, поскольку с этого дня в наибольшей полноте раскрылось людям действие всех трёх Божественных лиц: Дух Святый, исходящий от Отца, посылается апостолам Богом-Отцом через Сына и по ходатайству Сына. При этом Дух Святой открывает миру благодатное ведение о Пресвятой Троице: “Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Ин. 14:26). [2]

Отличительная богослужебная особенность Пятидесятницы – Великая Вечерня с особыми коленопреклоненными молитвами. Это богослужение следует за Литургией в самый день праздника и, заключая торжество во славу Пресвятой Троицы, начинает торжество во славу Пресвятого Духа, отмечаемое в следующий за Пятидесятницей день (в народе его называют ”Духов день”). Преп. Иустин Попович замечает: “День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил”. [3]

В день Пятидесятницы принято украшать храм цветами и зеленью. В ветхозаветное время в этот день в жертву Богу приносились начатки жатвы. В христианской Церкви зелёные ветви – начатки нашей весны – подобны начаткам верующих, приобретённым проповедью апостола Петра, и являются исповеданием животворящей силы Пресвятого Духа и указанием на духовное плодоносие Церкви Христовой.

[1] Иустин Попович, прп. Собрание творений преп. Иустина (Поповича): в 4 т. – М.: Паломник, 2006. – Т.4: Пневматология. Эсхатология. – С. 9.
[2]
Дебольский Г. С., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. – Репринт. – М.: Отчий дом, 1994. – С.277.
[3]
Иустин Попович, прп. Собрание творений преп. Иустина (Поповича): в 4 т. – М.: Паломник, 2006. – Т.4: Пневматология. Эсхатология. – С. 7-8.

Степанова В.Н.,
1-й курс ППДС КФ


 
 

Разработка сайтов Alekcandrina.ru