Оказать помощь монастырю

|
21.07.2010 14:40
БОГОСЛУЖЕНИЯ в Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря совершаются каждый день:
|
|
7:30
|
|
16:00
|
|
17:00
|
|
ранняя в 6:30 поздняя в 9:00.
|
|
8:00
|
Расписание богослужений на февраль 
|
Таинство ВЕНЧАНИЯ совершают по воскресеньям, понедельникам, средам и пятницам, кроме канунов великих праздников и четырех годовых постов.
|
|
с 11:30
|
|
в 19:30
|
|
с 7:30 до 19:00.
|
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА при Николо-Перервинской обители приглашает детей и взрослых. Занятия проводятся по воскресным дням после поздней литургии.
|
21.07.2010 14:25
В нижнем этаже располагается храм Преподобного Сергия Радонежского, - теплый зимний храм, состоящий из трех частей - алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посредине столпом.
Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии.
Стены Сергиевского храма были в 1737 году покрыты живописью, впоследствии неоднократно обновлявшейся, иконостас был резной, весь вызолоченный.
В серебряной ризе, сделанной в 1865 году, здесь находилась копия с храмовой иконы Николая Чудотворца, что стояла в Никольском храме в золотой ризе. В 1808 году при митрополите Платоне в Сергиевской церкви были сделаны новые чугунные полы. В 1894 года вместо прежнего деревянного иконостаса был сделан прекрасный двухъярусный иконостас из итальянского мрамора в византийском стиле.
21.07.2010 14:25
Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме. В 1768 году церковь отошла в приход села Сабурова, т.е. была приходской, а в начале Х I Х века вновь стала монастырской. В 1785-1786 гг. храм был оштукатурен и впервые расписан. В 1869 году по благословению Высокопреосвященного Иннокентия, митрополита Московского церковь была обновлена устройством нового престола и жертвенника, позолоченного шестиярусного иконостаса, стенною живописью и поновлением икон. Под церковью находилось сначала двое ворот. Одни из них, названные «водяными» (отсюда ходили за водой на Москва-реку) и построенные в конце 17-го века, сохранились до сего времени. Другие были заложены, и таким образом получилась палатка, в которую, по свидетельству начала 19-го века, клали покойников. Запись 1806 года говорит, что Толгская церковь была выкрашена в красный цвет. Это подтверждают и свидетельства начала 20-го века.
В декабре 1870 г. по соизволению владыки Иннокентия в одной из Патриарших келлий была освящена домовая церковь во имя святого праведного Никодима. Поводом к ее устроению послужило следующее. В этом году прибыл в Москву уволенный на покой по болезни Преосвященный Никодим (Казанцев), епископ Енисейский. Он испросил себе пребывание в Перервинском монастыре; прошение было уважено, для жительства ему были отведены бывшие Патриаршие келлии, и ввиду его болезненности в одной из зал было дозволено устроить домовую церковь в честь его Ангела. Освящение Никодимовской церкви совершил сам Преосвященный Никодим 17 декабря 1870 года и часто до самой своей блаженной кончины (в г. Дмитрове, куда он отправился навестить своих родственников, в 1875 г.) по своему желанию служил простым архиерейским служением с одним только послушником. Храм был небольшим, иконостас и убранство - очень простые.
21.07.2010 14:24
Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов ХVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери. В 1680 году Неглинские ворота, на внутренней стороне которых она находилась, были перестроены и стали называться Воскресенскими, а деревянная часовня с тогда уже чтимой москвичами иконой была поставлена на месте прежде бывшей снаружи ворот лавки Перервинского монастыря. При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи. Часовня и ее святыня - Чудотворная Иверская икона Божией Матери, давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, а кроме того способствовала содержанию на Перерве духовных школ.
И вот в это смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, когда так явно и жестоко ополчились на Россию враги Православия и русского народа, священномученик Владимир (Боявленский; митрополит Московский и Коломенский (1898—1912) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле. Казалось бы, зачем в загородном монастыре с его немногочисленной братией и немногочисленными прихожанами такой огромный собор?..
Это был величественный и благолепный дом Царице Небесной, это было утверждение Православной веры накануне страшных гонений, когда грядущее уже «висело в воздухе». Иверская икона Божией Матери, наряду с Феодоровской, Казанской и Владимирской, издавна заступала за Святую Русь.
Четыре года спустя, 7 сентября 1908 года, состоялось освящение вновь построенного собора, которое вылилось в истинное Торжество Православия.
Из часовни была вынесена чудотворная Иверская икона Богоматери, - и крестный ход, включавший десятки тысяч человек, двинулся от часовни через Москву в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал митрополит Московский Владимир. Из всех 24 храмов, находящихся по пути, под колокольный звон выносились навстречу хоругви и иконы и выходило духовенство; процессия останавливалась, причем владыка митрополит прикладывался к святым иконам и благословлял народ.
Громадные толпы богомольцев стояли по пути следования крестного хода и сопровождали процессию, которая двигалась медленно, в полном порядке.
Пройдя всю Москву, Высокопреосвященнейший Владимир у Покровского монастыря оставил шествие и направился на лошадях в Перервинскую обитель, чтобы там встретить шествие, а крестный ход продолжал свой путь через пригородные селения. С радостию и любовию встречали чтимую святыню поселяне, местами усыпавшие путь следования крестного хода пешком.
На следующий день в девять часов утра началось освящение главного престола нового собора во имя Иверской иконы Божией Матери, которое совершил Высокопреосвященнейший Владимир соборно с тремя преосвященными, тринадцатью архимандритами из Московских и подмосковных монастырей и другим духовенством, при пении хора Чудовского монастыря.
Через несколько дней после освящения главного Иверского придела, в воскресный день 21 сентября , митрополит Владимир вновь посетил Николо-Перервинский монастырь, чтобы освятить правый придел Иверского собора, названный в честь святого равноапостольного Великого Князя Владимира.
Левый придел Иверского собора в честь святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был освящен митрополитом Владимиром в 1909 году, на третий день Пасхи.
Архитектором этого величественного храма, вмещающего в себя более 3.000 богомольцев , был Петр Алексеевич Виноградов. Красивый резной вызолоченный иконостас был сооружен И.А.Соколовым, святые иконы писаны по вызолоченному фону придворным иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым, драгоценные облачения сделаны братьями Заглотиными.
Два года спустя, 20 мая 1910 года, архимандриту Иоанникию было разрешено произвести вновь под наблюдением архитектора окраску куполов и кровли на Иверском соборе, так как появилась опасность порчи кровельного железа. Прежняя окраска глав на куполе белого цвета оказалась особенно неустойчивою, поэтому архимандрит Иоанникий просил разрешения окрасить главы в поднебесный цвет с матовыми звездочками, что и было исполнено.
Первоначально храм расписан внутри не был. Известна фотография иконостаса Иверского собора 1909 года с автографом архитектора П.А.Виноградова, на которой стены собора еще без росписи. Очевидно, собор был расписан в последующие годы. Работала артель художников во главе с Василием Павловичем Гурьяновым , иконописцем и реставратором, автором нескольких книг. Происходил он из семьи потомственных художников-иконописцев Владимирского села Мстеры. В искусстве его времени преобладал так называемый стиль модерн. Образцом для Гурьянова, как и для многих других церковных художников того периода, было творчество Виктора Михайловича Васнецова, что сказалось отчасти и на живописных изображениях Иверского собора.
Знаменательны слова современника, благоговейно взиравшего на величественный храм: «Смотришь на все это - и невольно чувствуешь глубокую благодарность к благословившему соорудить этот собор ...
И, несомненно, благочестивая вера найдет себе в этом храме высшее религиозное удовлетворение.
Пройдут годы, но эта вера не забудет тех, кто изливал свою любовь на скромную Перервинскую обитель, вверенную теперь устроением в ней прекрасного собора особому вышнему Покрову Богоматери...».
21.07.2010 14:23
Храмы Николо-Перервинского монастыря
21.07.2010 14:05
Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москва-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, - она была поистине «обителью», - тихим островком среди житейского моря. За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили, посещали и благоукрашали такие замечательные иерархи Русской Церкви, как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и многие другие.
История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи. Примечательно само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, - «Перерва». Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Впрочем, первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее. Но именно оно послужило основанием для тех пророческих слов, которые в свое время произнес митрополит Московский Платон: « Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печется о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно ступила ».
Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца. Кстати, здесь монастырь назван уже не Николою Старым, а Перервинским. Можно предполагать, что в Смутное время монастырь был разорен поляками, подобно другим русским монастырям, а при Царе Феодоре Михайловиче отстроен заново. В царствование Алексея Михайловича, положение обители значительно улучшается. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям м i рских и духовных лиц, в 1649 году тут строятся каменные церкви: Успения Божией Матери (освящена в 1650 г.), и Николая Чудотворца с колокольней, освященная в 1654 году. В 1674 году возводится еще один каменный храм - в честь Преподобного Сергия Радонежского. В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь.
21.07.2010 14:05
Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней десятого и последнего перед Синодальным периодом Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы Патриаршества 1690-1700). В трудное время Петровских преобразований он был противником западных обычаев, чтил русскую старину и стоял за чистоту Православной веры. Не желая вступать в борьбу с Помазанником Божиим, он отошел от дел и уединился в любимом им Николо-Перервинском монастыре. В конце 1690-х годов на юго-западной стороне были им устроены Патриаршие келлии, или палаты, - приют для уединенного молитвенного жития.
21 февраля 1696 года Патриарху «припала параличная болезнь», вынудившая его постоянно пребывать в обители. Нет сведений о том, как протекала его жизнь в Николо-Перервинском монастыре. Можно только предполагать, что, глядя на дивную панораму Москвы, открывавшуюся из монастыря, он горячо молился о Святой Руси и просил Господа защитить Православную веру от иноземцев и иноверцев, устремлявшихся на Русскую Землю.
В то время по благословению Патриарха были разобраны три каменных храма, существовавшие в обители, и на их месте возведена двухэтажная соборная церковь во имя святителя Николая с приделами в честь Успения Божией Матери и Преп.Сергия Радонежского (строительство было начато в 1696 году или немного ранее). Этот храм с колокольней, в облике которого гораздо больше примет древнерусского зодчества, чем архитектуры «московского барокко», свойственной тому времени, - был создан целиком на средства Святейшего Патриарха Адриана, его тщанием и любовью. Он был освящен самим Патриархом 20 сентября 1700 года, а через три недели - 15 октября - Святейший Патриарх скончался в любимой им обители, совершив главное дело своей жизни, - передав свое Отечество и вверенную ему Церковь под державный покров Матери Божией, святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского, молитвенника земли Русской.
21.07.2010 14:04
Еще одна веха в истории Николо-Перервинской обители связана с именем замечательного русского иерарха, человека высоких духовных дарований и святой жизни - митрополита Московского Платона (Левшина).
Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей. Один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы - Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской. Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания. Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Так, на экзамене в Перервинской семинарии он заметил одного ученика - Алексия Васильевича Виноградского, бедного сироту. Написанные им латинские стихи понравились владыке, и он стал выделять его, провидя в нем будущего своего преемника на Московской кафедре - архиепископа Августина. То же случилось и с другим учеником Перервинской семинарии - будущим митрополитом Московским Серафимом (Глаголевским).
Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии, и по отзыву самого основателя своего, «многих произвела успешных учеников и добрых священников». Под свое особое покровительство принял архипастырь и Николо-Перервинский монастырь, неустанно во все время своего святительства в Москве заботясь о приведении в порядок монастырских дел и о его благоустройстве.
Перечень трудов митрополита Платона по благоустроению Николо-Перервинской обители был с благословения самого архипастыря вырезан на каменной двухаршинной плите, вделанной в стену близ восточных дверей Никольского собора (она сохранилась и доныне), и насчитывает 38 пунктов. Вот некоторые из них: сделан чугунный пол в верхней Николаевской церкви; в 1777 году возобновлена там настенная живопись; в 1778 году между Патриаршими и Настоятельскими кельями построены каменные покои; в 1779 году возобновлены иконостас в Николаевской церкви и святые иконы; вызолочены главы на церквах Николаевской и Толгской; в 1784 году сделаны на колокольне железные боевые с четвертями часы; построены двухэтажные учительские каменные келлии под линию и фасад настоятельским; сделана каменная ограда монастырского сада; в 1805 году выстроен новый двухэтажный Архиерейский дом на западной стороне монастыря, примыкающий южным концом к Патриаршим келлиям; в 1786 году выровнена и выложена дерном в саду гора и нижний огород засажен плодовыми деревьями.
21.07.2010 13:53
После митрополита Серафима на Московскую кафедру был возведен Преосвященный Филарет (Дроздов, 1821-1867). Николо-Перервинский монастырь пользовался особым расположением святителя. В течение долговременного своего архипастырского служения на Московской кафедре святитель Филарет нередко зимою и летом посещал обитель, служил здесь и говорил проповеди.
В полном собрании его проповедей есть четыре, произнесенные в Перервинском монастыре: три в день св. Николая, 9 мая, в 1822, 1824 и 1825 годах, и одна по случаю освящения Николаевского храма в 1841г. октября 7-го дня. Нередко святитель проводил на Перерве и день своего Ангела, 1-е декабря, приезжая обыкновенно накануне. Архиерейский дом, безмолвный в обычное время, оживлялся и освещался огнями. Служил владыка иногда в Николаевском соборном храме в весенний Николин день, причем из Москвы к обедне приезжало много богомольцев. Для них после обедни в сосновой роще близ монастыря разбивались палатки, где подавался чай, продавались различные сласти, играла шарманка, - и сельский праздник шел три дня.
В начале своего архипастырского служения митрополит Филарет не считал для себя обременительным приезжать даже на публичные испытания учеников Николо-Перервинских приходского и уездного училищ, учрежденных на месте Московско-Перервинской семинарии в 1824 году. День публичных экзаменов, приходившийся на одно из чисел первой половины июля, был самым торжественным в учебном году. Большой классный зал убирали цветами, стол накрывался красным сукном и на него полагались книги и учебники. Ученики становились в ряд попарно и по росту. Вход в экзаменационный зал владыки или викарного епископа, или вместо него ректора Московской семинарии встречался общим дружным пением учениками молитвы: Царю Небесный ! Затем звучало: Ис полла эти деспота ! - и начинались испытания.
Весьма много Перервинская обитель обязана святителю Филарету своим внешним благоустройством. При нем неоднократно возобновлялись внутренно и наружно стенным иконописанием и позолотой храмы Николаевский, Сергиевский, Успенский и Толгский; был надстроен вторым этажом училищный корпус и сделаны многие другие хозяйственные исправления и постройки. Иверская часовня, издавна приписанная к монастырю, ходатайством Царицы Небесной продолжала приумножаться в его правление денежными вкладами, которые по распоряжению святителя Филарета направлялись на нужды духовно-учебных заведений: академий, семинарий и училищ, - и на общественно-отечественные. К примеру, во время Крымской войны им было пожертвовано от Перервинского монастыря вместе с Троицкой Лаврой и Чудовым монастырем 50.000 рублей. Таким образом, Перервинская обитель с приписанною к ней Иверскою часовней щедрою рукою сыпала всюду, где только оказывалась потребность, свои благотворения, - и на Общество любителей духовного просвещения, возникшее в этот период, и на Филаретовское епархиальное училище, и на государственные нужды, и на духовно-учебные заведения.
В том же любвеобильном отеческом духе действовали по отношению к Николо-Перервинской обители и прочие владыки Московские: архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов) (1868-1879 гг.), митрополиты Макарий (1879-1882), Иоанникий (с 1882 г.) и Леонтий (с 1891 г.). Они посещали ее, особенно в храмовой праздник св. Николая, и священнодействовали в ней.
Все новости
|